Поминовение усопших
Бог не есть Бог Мертвых, но живых, ибо у Него все живы (Лк.20:38)
Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века (из Символа Веры)
Почему и зачем нужно молиться за усопших
Молитва друг за друга является естественным выражением христианской любви. Христиане всегда должны поддерживать ближнего в трудных ситуациях — поддерживать и материально (если человек в чем-то нуждается), и душевно ( когда нужно участие и доброе слово), и духовно (т.е. молитвой).
Переход в иной мир,безусловно, является для любого человека моментом весьма важным и трудным, поэтому и здесь ему нужна поддержка. Но в этой ситуации, когда человека уже нет с нами (когда мы не можем, как бы нам не хотелось этого, поддержать его какими-то привычными человеческими средствами), мы должны поддержать его единственным оставшимся у нас средством- молитвой.
Смерть христианина( в данном тексте речь идет о поминовении именно православных усопших) принципиально отличается от смерти неверующего человека тем, что христианин умирает в надежде будущей жизни, которая, если мы будем этого достойны, будет несравнимо лучше этой. Более того, все христианское осмысление смерти сводится к тому, что смерти для нас просто не существует, роскольку она уничтожена негаснущим светом Воскресения Христова, в котором все мы так же получаем дар воскресения из мертвых. Поэтому смерть близкого человека для нас- всего лишь временная (и, по меркам вечности, очень не долгая) разлука.
Должны ли мы скорбеть об умерших?
С одной стороны, эта скорбь является вполне естественным для человека выражением чувства некой ненормальности происходящего. Человек подсознательно не может согласится с тем, что кто-то умирает. И это понятно: ведь человек изначально создан для бессмертия, и смерть действительно для нас ненормальна, поскольку является следствием греха.
С другой стороны, как говорил митрополит Антоний Сурожский, «…скорбь должна как бы перелится в другое: в любовь, которая не кончается, в сознание: я тоже иду по этому пути, мне тоже придёт время умирать, и какая тогда будет радость встречи! Тогда скорбь просветляется».
Что делать после смерти близкого человека
Сам момент смерти бывает для человека весьма серьезным испытанием, поскольку человек сталкивается лицом к лицу с той реальностью, о которой он, скорее всего, имел очень смутные представления. Этот момент часто сравнивают с рождением: человек оказывается в состоянии младенца, который всю жизнь провел в утробе матери, и вот вдруг оказывается в совершенно в другом мире.
В этот момент мы должны, в первую очередь, позаботиться о том, чтобы поддержать человека своими молитвами. Что касается ритуальной стороны вопроса, церковные правила на этот счет довольно просты. Если есть возможность — нужно пригласить священника для последней исповеди (если человек еще в сознании), совершить » Канон на исход души» (в народе называется «отходная»).
Сразу после смерти человека мы должны начинать молится об упокоении его души, это можно делать и дома, и в храме. Можно прочитать » Литию о усопших» (печатается во многих молитвословах). Принято также с самого момента смерти читать Псалтирь; хорошо, если удастся организовать родственников и друзей читать Псалтирь попеременно, чтобы молитва не прекращалась до самого момента отпевания. Отпевание совершается, обычно, на третий день после смерти (например, если человек умер в понедельник, то отпевание совершается в среду), за исключением каких либо обстоятельств.
Так называемое «заочное отпевание» допустимо только в том случае, если физически не возможно отпеть как положено (например, человек утонул, и тело так и не нашли и пр.).
В течении 40 дней после смерти мы продолжаем усиленно молиться об усопшем. КРОМЕ МОЛИТВЫ ТАКЖЕ СЛЕДУЕТ РАЗДАВАТЬ МИЛОСТЫНЮ, Т.Е. ТВОРИТЬ ДОБРЫЕ ДЕЛА В ПАМЯТЬ ОБ УСОПШЕМ (ГОЛОДНОГО НАКОРМИТЬ, РАЗДЕТОГО ОДЕТЬ И Т.Д.), при чем не обязательно до 40-го дня, а и после, и даже до конца своих дней!

Что делать, когда кто-то из близких при смерти.
Последние минуты жизни являются чрезвычайно важными для человека. В это время он может переосмыслить всю свою жизнь, покаятся в грехах и представить на суд Божий с чистой совестью.
Поэтому мы должны именно в это время особенно постараться помочь любимому нами человеку, если мы действительно желаем ему блага. ОбЯзательно нужно пригласить священника для совершения Таинства Соборования( Таинство в котором человек может получить либо исцеление, либо силы для несения болезни, либомирную кончину), исповедать умирающего и причастить Плоти и Крови Христа Спасителя.
Безусловно, это нужно делать только с согласия самого больного. Если же он по каким-то причинам не согласен, нужно постараться убедить, его в необходимости по крайней мере исповеди (остальное можно оставить на усмотрение священника). Чаще всего люди не хотят на это соглашаться из-за какого-то совершенно нелепого и суеверного страха: » если придед священник, значит, я уже точно умру».
А часто и родственники разделяют подобные убеждения: » Да как-то, вроде бы, рано еще батюшку звать»(потом, как правило, бывает уже поздно). Но ведь любой церковный человвек регулярно исповедуется и причищается, также соборуется, к тому же в Церкви всегда было принято причащать на дому не только тех людей, которые находятся при смерти, но и тех, кто в силу серьезной, хоть и не смертельной, болезни не может придти в храм. Если бы после этого все сразу умипрали, то кто бы ходил в церковь? Да и разве может от Бога исходить что-то плохое?
Плохо может быть в случае, если приступать к Таинствам лицемерно, не имея искренней веры и покаяния, а просто желая, чтобы батюшка побыстрее » сделал все, что надо». Плохо может быть и если вообще бездействовать. Но если человек искренно обращается к Богу, то он обязательно получит благодатную помощь.
Чего не надо делать
Кроме церковных правил в народе существует невообразимое множество неуместных традиций, якобы связанных с поминовением усопших. В лучшем случае они являются просто красивыми обычаями, в худшем — настоящим язычеством. Разумеется, никто не запретит поминальную трапезу, если, конечно, она не превращается в пьянку (на праздничных застольях спиртное бывает уместно — в меру и с умом, а НА ТРАПЕЗЕ ПОМИНАЛЬНОЙ ОНО НИКАК НЕ УМЕСТНО). Также, безусловно, нет ничего плохого в том, чтобы украсит могилу цветами и памятником, хотя эти вещи и не являются обязательными.
Надо указать на следующее:
- Завешены ли зеркала, телевизор;
- Покойник — в тапках ли, туфлях или сапогах;
- Помыты ли полы в доме после покойного;
- Компот, кофе или чай будет на поминальной трапезе;
- Ложкой или вилкой с ножом будете есть;
- Вообще, будете есть или не будете — от этого ничего не зависит!!!
Особое внимание следует обратить на вещи, которые не имеют здравого смысла и, как правило, являются пережитками язычества: до обряда отпевания привязывать один конец проволоки к пальцу на руке (ноге) усопшего, а другой конец опускать в цветочный горшок с землей (так называемое «заземление»); ставить перед фотографией умершего (или на могиле) еду или выпивку, в частности, стакан воды(водки) с хлебом, везти на кладбище так называемый «завтрак» (или какую либо еду вообще) — языческий обряд жертвоприношения «духам умерших», тяжкий грех для христианина.
Все это не имеет никакого отношения к православному поминовению усопших, равно как и влагаемые в гроб к усопшему деньги, топоры, костыли, вставные челюсти и прочее…
Также не следует верить снам, в которых «покойники» к нам якобы приходят и , бывает, даже что-то нам советуют. Тем, кто перешел в мир иной, Бог крайне редко дает так или иначе действовать в нашем мире. Во сне же часто действуют демоны в образе усопших, что для доверчивых может закончится очень печально…
Важно понимать: прежде чем послушать совета первого встречного — следует задуматься о том, что именно нам советуют, и действительно ли это необходимо. Избегайте советов людей, не имеющих верного понятия о православном поминовении усопших. Если возникают вопросы, то надо не стеснятся задавать их священнослужителю!
Будем также помнить слова преподобного Серафима Саровского о том, что человек, искренне причащающийся Плоти и Крови Христа Спасителя, получает благодать, которая распространяется на весь его род: «…верую, что по великой благости Божией ознаменуется благодать и на роде причащающегося…». Проще говоря, участвуя в Таинствах Церковных, мы оказываем реальную духовную помощь как здравствующим, так и усопшим весьма желательно исповедаться и причаститься, соответственно подготовившись к этому.